|
Мой сайт |
|
Шоссейные гонки
Если водитель не может применить этот способ из-за конструктивных качеств автомобиля (см. рис. 50 а), то в большинстве случаев первую половину поворота он проезжает без газа или только плавно прибавляя его (что заменяет торможение двигателем), чтобы в высшей точке поворота начать понемногу прибавлять газ. Небольшое скольжение при этом не имеет значения: оно даже дает возможность автомобилю быстро занять выгодное положение при выходе из поворота в новом направлении. Занос водитель производит умышленно и не старается ликвидировать его. Здесь все зависит от уменья и чутья водителя, от того, как далеко ему удастся ввести автомобиль в занос, который поможет ему, но чрезмерное увеличение его требует исправления и означает потерю времени. Водитель машины с передним приводом автоматически применяет способ, изображенный на рис. 50 б, не только потому, что передние ведущие колеса, собственно, как бы тянут из поворота, но и потому, что под влиянием значительного перемещения веса на передние колеса у автомобиля получается значительная недостаточность поворота руля. От стиля езды зависит и линия, по которой автомобиль проходит поворот. Эта линия, как вы увидите, зависит и от многих других причин. Всякому понятно, почему теоретически самая правильная кривая режет поворот так, как это показано на рис. 51 сплошной линией — больший радиус поворота уменьшает ее кривизну и дает возможность применить большую скорость. При максимальном радиусе эта линия предполагает точное определение скорости, потому что автомобиль в конце дуги окажется на краю шоссе. Это особенно очевидно при повороте способом, изображенным на рис. 50 а: если бы из-за слишком большой скорости и плохого состояния дороги на краю в точке 1 (см. рис. 51) произошел занос, ликвидация его привела бы к тому, что автомобиль съехал в кювет. На большинстве поворотов движение по крайней линии неудобно из-за выгнутого поперечного профиля шоссе. В самый критический момент поворота автомобиль съезжает на левую половину дороги, оказывается на склоне, который на поворотах более значителен, чем на прямом участке. Поэтому на дорогах с сильно выгнутым поперечным профилем удобнее, быстрее и безопаснее путь, отмеченный на рисунке штриховой линией. Он дает возможность раньше применить разгон и тем самым преодолеть невыгодность профиля дороги. Такой путь изберет опытный водитель и на непросматриваемом повороте, когда, подъезжая к высшей его точке, он видит дорогу дальше. При следовании путем, отмеченным сплошной линией, определение кривизны, а тем самым и проезд небезопасного последнего участка непросматриваемого поворота очень затруднены. Итак, мы пришли к выводу (и убедимся в этом на фактах), что некоторые повороты малого радиуса можно проехать быстрее и без заезда на другую сторону дороги в начале и в конце поворота, т. е. по линии внутренней стороны его. Посмотрите на рис. 52. Если .вы поедете по внутренней стороне, прямой путь будет продлен при торможении на участок б, а при разгоне — на участок а. И если потом вы преодолеете сам поворот на небольшой скорости, средняя скорость между точками 1-1—2-1 будет все же выше, чем между точками 1—2. Сплошная кривая линия на рис. 51 удобна и для проезда нескольких поворотов. Штриховая линия на рис. 53 поможет вам упростить и выравнять серию двух поворотов в форме S (/ и //), но въезд на поворот /// будет Настолько неудобным, что придется значительно снизить скорость (разумеется, уже перед поворотом 1, потому что, проезжая кривую линию, вы не сможете тормозить — иначе вас вынесет с автомобилем с дороги в месте х). Сплошная линия (для наглядности кривизна ее несколько увеличена) на первый взгляд кажется неудобной, но, придерживаясь ее, удобнее въехать в поворот /, а из него в то же время в поворот // из наиболее выгодного положения. В обоих случаях используется естественный наклон дороги и для въезда в поворот ///. Сплошная линия — наиболее удобная: она идет из центра дороги, и ничто не загораживает видимости пути впереди. Отметим и другую интересную сторону этой линии — ее радиусы кривизны на всех трех поворотах практически одинаковы, и вы можете проехать всю серию поворотов с одинаковой скоростью. Еще больше убедит вас в преимуществе этого стиля пример на рис. 54, взятый из практики. Я изучал трудную серию четырех поворотов, наблюдал, как проезжали их другие водители, среди которых были лучшие гонщики Европы. Штриховая линия, вероятно, покажется вам самой удобной, особенно в первой части между поворотами / и //, где она заметно выравнивает кривизну и сокращает путь. Въезд и выезд на участок IV был самый медленный, потому что большинство водителей избрало путь, отмеченный сплошной линией. Один из лучших водителей этот поворот начинал еще большим заездом, что отмечено пунктиром. Вероятно, потому, что и на коротком прямом участке до поворота он прибавлял газ и только в последний момент тормозил, он проехал быстрее всех. Причины те же: правильный въезд в каждый из поворотов, означающий и удобный выезд; хорошая просматриваемость поворота (это особенно важно перед поворотом IV); использование профиля дороги; отсутствие необходимости тормозить в небезопасных местах почти равномерная скорость; возможность быстро прибавить газ при выезде из последнего поворота (где начинался подъем). Глазное преимущество этого стиля в том, что вы едете безопасно и уверены в себе. В автомобильном спорте это правило применимо вдвойне: ездить успешно — значит ездить безопасно! Как я уже заметил в начале этой главы, каждый гонщик должен сам выработать себе стиль, который лучше всего отвечает его способностям, его характеру, возможностям автомобиля, погоде, состоянию дороги и различным видам трассы. Отклонения—не помеха, если они не грешат против принципов автомобилизма и не являются причиной опасной, медленной или изматывающей езды. У каждого из нас различные темпераменты, один автомобиль значительно отличается от другого — к счастью для красоты и занимательности этого спорта, мы постоянно сталкиваемся со все новыми и новыми проблемами, и каждый новый поворот для нас — желанное препятствие, которое мы стремимся преодолеть как можно лучше. Легко узнать гонщика, который едет своим стилем. Понаблюдайте за ним на гонках на нескольких поворотах — по линии прохождения их вы определите мастера. Колесо в колесо, след в след, как будто путь его нарисован на дороге. Он не прикидывает, не ищет, и у него не так уж много забот. Перед гонками он проверил, что эта линия является счастливым соединением максимального результата с минимальной опасностью, и затем воплотил в ней свой путь. Эта линия не возникла в результате случайности. Он использовал, конечно, свой опыт. Тренируясь, он искал, пробовал, взвешивал преимущества и невыгодные стороны каждой особенности поверхности, кривизны и профиля дороги и стремился нащупать вдохновляющее ощущение уверенности и безопасности, которое бывает только при быстрой езде по хорошо изученной дороге. Поэтому на гонках и действует правило, о котором мы вспоминаем, говоря о состязаниях: 99% успеха определяет подготовка и только 1% остается на долю случайности и везения.
|
|